+7 [4872] 71-62-42

Телефон горячей линии

Структура бизнес-плана

Опрос

  1. Оцените качество полученных услуг Центра поддержки предпринимательства
Защита от автоматических сообщений*
Защита от автоматических сообщений
avant-projet.jpg
Бизнес-план малого предприятия должен включать:

• Резюме проекта;
• Описание проекта и сведения об основных его участниках
• Описание продуктов / услуг
• Анализ рынка
• Организационный план
• План продаж и стратегия маркетинга
• Производственный план и оценку ресурсов проекта
• Финансовый план
• Стратегию финансирования
• Анализ проектных рисков
• а также, что особенно актуально для производственных проектов, его воздействие на окружающую среду.

   Вся дополнительная информация, раскрывающая сведения перечисленных разделов, и справочный материал выносятся в приложения. Поскольку формат и структура бизнес-плана жестко не регламентированы, они могут варьироваться для различных проектов, при этом данные указанных разделов обязательно должны войти в итоговый документ.
   Резюме содержит краткое изложение сути проекта и представление ключевых фактов и показателей. 
Информация об инициаторе и предпосылках проекта включает данные о компании, ее финансовом состоянии, компетенциях и истории работы на рынке.
   Представление проекта (продукта) – описание того, что планируется сделать, какими характеристиками будет обладать продукция или объект, что уже сделано.
   Маркетинговый анализ может охватывать несколько разделов бизнес-плана, посвященных рынку и организации продаж, или быть полностью представленным в одном разделе.
   Технологии и операционный план включают все операционные аспекты проекта: собственно технологические решения, оборудование, материалы, организацию производства, правовые вопросы.
   Бюджет и финансовый анализ – обоснование структуры доходов и затрат проекта, прогнозный бюджет и анализ экономической эффективности.
   Анализ рисков включает описание наиболее существенных рисков проекта и анализ их возможного влияния на результат.
Представленные ниже материалы по каждому из разделов бизнес-плана это не только информация о рекомендуемом содержании документа, но и подробная инструкция для аналитика, изучающего перспективы проекта. Рекомендуется следовать этим рекомендациям как при оценке самого проекта, так и при подготовке материалов для потенциальных инвесторов.

Резюме

kandidat.png
   Резюме бизнес-плана представляет главные выводы, сделанные по результатам изучения проекта, и должно содержать следующие его основные характеристики. Обычно, это 1-2 страницы, содержащие следующие данные:
  • Инициатор проекта. Возможно, его очень краткое описание.
  • Краткое (1-2 абзаца) описание сути предлагаемого инвестиционного проекта.
  • Ключевые предпосылки и/или конкурентные преимущества, позволяющие ожидать, что проект будет успешным. Это описание также надо уместить в 1-2 абзаца.
  • Объем инвестиций в проект, возможно – с указанием основных направлений вложения средств.
  • Источники финансирования. Сумма собственного капитала компании, сумма запрашиваемого кредита и его срок, запрашиваемая государственная поддержка и форма поддержки.
  • Основные технико-экономические и  финансовые показатели проекта, такие как: плановый физический объем производства, плановый годовой оборот, плановая годовая прибыль (как правило, EBITDA), NPV, IRR, срок окупаемости проекта.
При составлении резюме надо исходить из того, что с одной стороны, инвестор должен увидеть в этом разделе все ключевые данные, которые он обычно использует для принятия решения, а с другой стороны, изучение этого раздела не должно занимать много времени (желательно, чтобы всё содержание резюме можно было прочитать за 1 минуту). В этом случае, резюме проекта станет хорошим инструментом для привлечения внимания инвестора и начала работы.

Инициатор проекта

   Этот раздел должен раскрывать информацию об инициаторе проекта с точки зрения его надежности как заемщика (если в проекте предполагается банковское финансирование) и способности реализовать проект успешно и в соответствии с заявленными планами.
docs.png
В разделе должны быть представлены:
  • Точное наименование инициатора проекта и юридические данные.
В зависимости от целей бизнес-плана, может потребоваться раскрыть географическое местоположение инициатора, структуру его акционерного капитала, список ключевых руководителей. Если в проекте участвует несколько компаний или физических лиц, то требуется указать их, определив их роли и порядок их взаимодействия в ходе реализации проекта, при этом обязательно показать кто именно является получателем кредита или средств инвестора.
  • Подтверждение наличия опыта работы.
Желательно кратко изложить историю развития компании, дать описание характера и направлений ее деятельности.
  • Финансовые характеристики компании.
   Необходимо представить ключевую финансовую информацию по Инициатору проекта и/или группе компаний, в которую он входит (выручка, валовая рентабельность, чистая рентабельность, чистая прибыль, совокупные активы, соотношение собственного и заемного капитала и т.п.) в динамике за последние несколько лет. Можно сделать это в форме агрегированного отчета о прибылях и убытках и баланса. Желательно, чтобы эта информация сопровождалась наличием приложений к бизнес-плану, содержащих полную финансовую отчетность (в виде стандартных форм бухгалтерской отчетности или в виде форм управленческой отчетности).
  • Иная существенная информация
Если проект относится к сфере, в которой требуется наличие лицензий, сертификатов или членство в саморегулируемых организациях, следует указать данные о наличии соответствующих документов.
   Если инициатор проекта принадлежит к группе компаний, желательно представить в графическом виде организационную структуру группы или ее фрагмент, включив в нее других участников проекта, если они также входят в группу, и указать доли участия в уставном капитале или иные отношения, связывающие членов группы.
   Если проект существенно зависит от личных профессиональных качеств отдельных исполнителей, надо представить этих исполнителей и дать информацию, позволяющую судить об их способности реализовать проект.
   Информация этого раздела может (а иногда – должна) подкрепляться приложениями, которые содержат подтверждение фактам, упомянутым в разделе:
    • копии уставных документов;
    • копии лицензий и сертификатов;
    • копии финансовой отчетности;
    • копии отзывов и рекомендаций;
    • копии заключений аудиторов и оценщиков;
    • другие документы.

Представление проекта (продукта)

5215598.png
   Основная цель представления проекта (продукта) – познакомить инвестора с общей идеей проекта и характеристиками той продукции, которая будет создана в результате его реализации.
   Для проектов, связанных с выпуском продукта или оказанием услуг, данный раздел должен раскрывать следующие вопросы:
    • наименование продукции, структура продуктовой линейки;
    • основные потребительские свойства продукта (услуги);
    • факторы, являющиеся конкурентным преимуществом продукта;
    • сравнение продукта с наиболее важными аналогами.
   Если предметом проекта является создание объекта или инфраструктуры, то необходимая информация будет включать:
    • географическое расположение объекта;
    • строительные характеристики: площади, распределение площадей по категориям, этажность, земельный участок;
    • укрупненная планировка;
    • факторы, являющиеся конкурентным преимуществом объекта;
    • сравнение объекта с наиболее важными аналогами.
   Помимо общего представления, следует описать текущее состояние готовности продукта: проведенные НИОКР и их результаты, данные испытаний, информацию о выполнении проектно-изыскательских работ и т.п.
   Желательно сопроводить описание схемами и фотографиями, позволяющими наглядно оценить суть предлагаемых решений. 

Полезная информация:

⇒ Вы можете ознакомиться с реальными примерами бизнес-планов малого бизнеса по следующей ссылке.

С методическими рекомендациями по разработке бизнес-плана Вы можете ознакомиться здесь